Zara (осн. 1963) vs. Patagonia (осн. 1965). Две книги. Две компании. Совершенно разные истории. Обе компании родились достаточно давно и прошли долгий путь к становлению. Меня поразило различие подходов.
*
Владелец и бессменный руководитель Zara Амансио Ортега (81 год, 78 млрд $) на первое место ставит рост и масштабирование своего бизнеса. Рост является главным мотиватором компании Inditex. Компания работает в сегменте fast fashion. Она выкидывает на рынок новые модели каждые две недели и уже вскоре больше нигде этот товар не найти. Это ключевой принцип тонкой производственно-логистической организации процесса. Продать быстро и много. Дать возможность женщинам и мужчинам всего мира одеваться модно, но приемлемо по бюджету. Принцип “потребительства», всегда надо быть в моде, шагать в ногу со временем. Купил, одел, выбросил. Ортега много лет избегал прессы и до сих пор живет очень скромно, несмотря на первую строчку в списке богатейших людей мира. Он ходит на работу каждый день и остается там допоздна. Вообще, у меня сложилось впечатление, что в компании существует культ трудоголика. Многие в интервью говорили про усталость и работу в субботу, но одновременно с этим и про решение амбициозных задач, огромный интерес и преданность делу. Ортега всю книгу просит автора поменьше говорить про него, но всю книгу автор только про него и говорит. В общем, книга про то, какой милый человек Амансио Ортега и как его все любят.
*
Patagonia приняла для себя другую философию. Главная цель — предлагать своим клиентам качественную профессиональную одежду, которая прослужит очень долго. Компания очень серьезно углубилась в изучение вреда для экологии нашей планеты, который возникает в результате производства одежды. Началось все с того, что основатель компании Ивон Чуинард (78 лет, 1 млрд $), профессиональный альпинист, понял, что клинья, используемые для скалолазания, разрушают скалы. Он решил, что он любит скалы и нашел другой способ заниматься любимым делом, применяя альтернативную технологию крепления страховочного снаряжения. По мере роста компании он шел дальше и стал изучать влияние каждого товара, что продает компания, на окружающую среду. Оказалось, что самым вредным для планеты является производство хлопковой ткани. Кто бы мог подумать! Поэтому в последних коллекциях Patagonia используется множество синтетических материалов, которые подлежат вторичной переработке, такие как флис. Компания даже производит флис из бутылок ПЭТ, которые специально перерабатывают. Компания выпускает всего две коллекции в год и не гонится за модой, важнее предложить качественный и продуманный продукт. На все вещи есть гарантия! Вещь можно сдать на ремонт или переработку. Культуру в компании можно описать словом — свобода! Достаточно сказать, что сотрудники офиса в любой момент могут все бросить и пойти ловить волну на пляже. Есть корпоративный детский сад, компания платит пособие по беременности. Сам Вон — заядлый любитель активных видов спорта, как и почти все его коллеги, не отказывает себе в удовольствие заниматься любимым делом. В его жизни бизнес и рост не на первом месте. Он лично участвует во множестве экологических проектов по спасению нашей планеты.
*
Понимаю, что сравнивать разные модели достаточно сложно, но какая Вам ближе?